Описание проекта

Краткая аннотация проекта
Проект «Использование ресурсов Web 2.0 в работе учителя математики» представляет собой исследование возможностей применения социальных сервисов Web 2.0 на уроках математики.

Актуальность проекта
Об информатизации образования и необходимости освоения учителями компьютерных технологий говорят сейчас много. Вряд ли кто-то усомнится в актуальности связанных с этим проблем.  Мы живём в быстро меняющемся мире. Новый ФГОС ставит перед нами, педагогами, важную задачу - развитие личности ученика через включение его в деятельность. Целью образования становится не подготовка человека к будущей деятельности за счет накопления впрок как можно большего объема готовых знаний, а развитие личности, овладение ею способами приобретения существующих и порождения новых знаний. Изменения, происходящие в системе образования, отражаются в понятии «новая парадигма образования». Если сущность старой парадигмы образования выражалась в лозунге «Образование – на всю жизнь», то новая образовательная парадигма – это своего рода стратегия образования для будущего, лозунг которой – «Образование в течение всей жизни».
Естественное развитие личности лежит в области интереса ребёнка. Интерес современных детей, на сегодняшний день, связан с компьютером и интернетом. Меняется и роль учителя в современном образовании. Учитель перестал быть единственным источником информации, он проводник в информационном мире. Его задача научить школьников грамотно и тактично пользоваться информацией, критично оценивать её и создавать свои интеллектуальные продукты.
Но мониторинг, проведенный среди учителей и учащихся школы перед началом проекта, показал, что:
·      учителя и ученики недостаточно осведомлены об представленных в Интернете учебных материалах и веб – сервисах;
·      у многих учителей отсутствует представление о том, что такое социальные сервисы и как они могут быть использованы в учебном процессе;
·      ученики и учителя, как интернет-пользователи, чаще выступают в роли пассивных потребителей, веб-сервисы и социальные сети в основном используются для общения и развлечения, но не в учебных целях;
·      «классический стиль» обучения в школе никак не задействует интернет-опыт учеников и их пользовательские навыки.

Таким образом, анализ мониторинга информационной компетентности выявил серьезные противоречия
  • между школьниками, владеющими навыками работы on-line и общения в социальных сетях, и учителями, иногда даже не представляющими, что стоит за этими понятиями.

Проблема: низкая учебная мотивация учащихся, отсутствие взаимопонимания между учениками и учителями, невозможность организации сотрудничества учителей и учащихся, отсутствие перспектив для обеспечения индивидуального подхода к учащимся.

  • между частью учителей школы, постоянно развивающих свои навыки работы в Интернете в образовательных целях, и другой частью учительского коллектива, не пользующейся Интернетом вообще, или пользующейся очень мало.

Проблема: отсутствие свободного обмена информацией и пространства для открытых дискуссий, отсутствие профессиональной кооперации между учителями, ухудшение перспектив профессионального роста учителей.

  • между родителями, владеющими современными on-line средствами связи, и учителями, не желающими общаться с ними через Интернет.

Проблема: отсутствие обратной связи от родителей, пассивное участие родителей в делах школы, незнание современных возможностей образования.

На решение вышеперечисленных проблем и направлен представляемый проект «Использование ресурсов Web 2.0 в работе учителя математики»

Теоретико-методологическую   основу проекта составляют личностно деятельностный подход к обучению и воспитанию (Выготский Л.С., Леонтьев А.Н., Якиманская И.С); теории и методики обучения математике в общеобразовательной школе (Глейзер Г.Д., Дорофеев Г.В., Колягин Ю.М., Пышкало А.М., Столяр А.А. и др.); теория компьютерно - опосредованного обучения (Беспалько В.П, Тихомиров О.К., Розина И.Н.); концепция дидактической среды сети Интернет (Полат Е.С., Бухаркина М.Ю.);  концепция Веб 2.0. (О’Рейли) и теория использования социальных сервисов Веб 2.0. в обучении (Гольдин А.М., Патаракин Е.Д., Ярмахов Д.Б).

Новизна проекта заключается в
·         определении методических целей использования социальных сервисов Web 2.0 в процессе основного и общего образования по математике;
·          разработке требований к структуре, содержанию учебного материала и организации учебной деятельности с использованием социальных сервисов на уроках математики;
·          реализации принципиально новых форм и методов обучения;
·         организации инновационной практики управления учебной деятельностью учащихся;
·         создании вокруг учащихся новой учебной среды, которая учитывает возможности и индивидуальные особенности каждого участника учебного процесса.

Объект исследования
социальные сервисы Web 2.0 на уроках математики

Предмет исследования
Развитие информационной компетентности обучающихся через использование социальных сервисов Web 2.0.

Гипотеза исследования
Использование социальных сервисов в учебном процессе способствует его интенсификации и индивидуализации, росту профессионального мастерства учителя, повышению эффективности овладения знаниями, развитию личности обучаемого и социальной адаптации ученика к жизни в условиях информационного общества.
Применение сетевых сервисов Web 2.0, позволит учителю повысить познавательный интерес учащихся, научит добывать информацию, правильно её обрабатывать и применять для решения поставленных задач.

Цель проекта
Повышение эффективности уроков математики за счет использования сервисов Web 2.0.

Задачи проекта:
·   Выявить возможности использования сервисов Web 2.0. учителем математики в своей профессиональной деятельности;
·   Провести классификацию сервисов Web 2.0. для учителя математики;
·   Составить удобный электронный каталог сервисов Web 2.0. для учителя математики;
·   Включить сервисы Web 2.0.  в систему обучения математике


Для решения поставленных задач в ходе проекта мною использовались следующие методы исследования: 
·         изучение и обобщение отечественного и зарубежного опыта преподавания математики с   использованием сервисов Web 2.0;
·         теоретический анализ и обобщение положений психолого-педагогической науки;
·         анализ нового государственного образовательного стандарта основного общего образования по математике;
·         проведение занятий с использованием сервисов Web 2.0;
·         теории педагогического эксперимента;
·         диагностика и мониторинг учебного процесса;
·         наблюдения, беседы, анкетирование

Участники проекта
·       Учащиеся
·       Педагоги
·       Администрация школы
·       Родители

Ожидаемые результаты проекта
 Для обучающихся:
·         Повышение качества учебной подготовки по математике
·         Создание оптимальных условий для самореализации учащихся в процессе обучения за счет использования ресурсов Web 2.0.
·         Рост уровня ИКТ - компетентности учащихся, получение ими навыков работы в открытом информационном пространстве.

Для учителя:
·         Повышение эффективности урока
·         Рост уровня ИКТ - компетентности учителя
·         Изучение форм и методов использования широкого спектра социальных информационных сервисов для организации учебно – воспитательной работы
  • Готовность к новым формам диалогового взаимодействия с учениками
  • Накопление и совершенствование системы учебных заданий с применением сервисов Web 2.0
  • Повышение эффективности организации внеклассной работы и системы работы с родителями за счет использование Web пространства для общения с родителями и учащимися во внеурочное время.

Для родительской общественности
·         Обеспечение выполнения социального заказа родителей школьников – учебной подготовки учащихся по математике на требуемом уровне для продолжения образования в соответствии с выбранной профессией.

Практическая значимость проекта
  • разработаны методические рекомендации для организации работы с сервисами Web 2.0. в процессе обучения математике в общеобразовательной школе;
  • дано описание  возможностей  использования сервисов Web 2.0. на уроках математики;
  • составлен аннотированный список веб-сервисов для учителя математики;
  • организованы научно – практические семинары, мастер – классы, открытые уроки для учителей по обмену опытом
Разработанные материалы проекта могут быть использованы в практической деятельности педагогов в процессе обучения математике в общеобразовательных учебных заведениях.

Сроки реализации проекта:  2011 – 2013 гг

Этапы реализации проекта:

Подготовительный этап (апрель - июнь 2011г.):
·         разработка темы, цели, гипотезы, задач исследования, основных теоретических положений проекта;
·         оценка потенциала участников проекта (предварительный мониторинг);
·         оценка ресурсного обеспечения проекта;
·         оценка рисков при реализации проекта и возможные пути их снижения;
·         изучение литературы и Интернет - публикаций по теме проекта;
·         анализ возможностей, предоставляемых существующими сервисами Web 2.0 в области организации учебно-воспитательной работы по математике;
  • создание малых исследовательских групп обучающихся для проведения исследований учебного потенциала отдельных сервисов.

Основной этап (сентябрь 2011 – апрель 2014 гг)
·         Реализация педагогического проекта
·         Обучение школьников и педагогов работе с  образовательными ресурсами на базе сервисов WEB-2.0.
·         Проведение семинаров, открытых уроков по теме проекта с демонстрацией апробированных средств и методов
·         Обмен опытом по использованию сервисов Web 2.0 с учителями школы, района

Аналитический (май - август 2014 г.)

·         анализ эффективности применения инновационных форм работы с использованием сервисов Web 2.0.

  • оценка степени удовлетворенности участников образовательного процесса (учителя, родители, ученики) результатами проекта      
Сервисы Web2.0 являются эффективным средством повышения познавательного интереса учащихся, создают условия для построения индивидуальных образовательных траекторий школьников. Поддержка и развитие творческих способностей детей с использованием ими новейших технологий, поддержка их в стремлении самостоятельно «производить» информацию, создавать собственные цифровые ресурсы, обучение через блоги, вики-среды и возможности социальных сервисов и инструментов Web 2.0, обучение поиску, отбору, анализу информации способствует достижению основной цели образования — улучшению качества обучения, доступности образования, обеспечению развития личности, ориентирующейся в информационном пространстве.
Социальные сервисы Web 2.0 предоставляют в распоряжение современной школы мощные средства для преобразования нынешней классно-урочной модели образования, в которой главная роль принадлежит учителю, в богатую, ориентированную на учащегося, интерактивную среду для работы со знаниями

 Перспективы реализации проекта:
  • Повышение качества образования в школе
  • Личностный рост ученика и профессиональный рост учителя
  • расширение информационного пространства
  • Создание благоприятного психологического климата сотрудничества и партнерства в среде школьников, семьи
  • Развитие ключевых компетенций обучающихся в области информационных технологий
  • Устойчивая положительная внутренняя мотивация к учению у учащихся и к педагогической деятельности у педагогов.